Виды конфликтов интересов
Конфликт интересов: понятие, виды и способы предотвращения или урегулирования.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта специфическая ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п
В Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются также путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В настоящее время процесс отвода (самоотвода) государственного служащего не урегулирован. Понятие отвода (самоотвода) ранее в законодательстве о государственной не использовалось и было характерно в основном для сферы юрисдикционной деятельности. Так, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в определенных случаях отводу подлежат судьи, эксперты, специалисты, переводчики, прокуроры, следователи. Рассмотренные способы не являются исчерпывающими в предотвращении и урегулировании конфликта интересов. В определенных случаях предотвращение или урегулирование конфликта интересов может быть достигнуто только путем увольнения государственного служащего.
В комплексе мер по предупреждению и урегулированию конфликта интересов, которые минимизировали бы коррупционные угрозы в деятельности, отмечаются:
создание правил совершения управленческих действий, уменьшающих необоснованно широкое усмотрения должностных лиц;
введение административных регламентов по каждой из функций, направленных на соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций при оказании государственных услуг, и системы оценки качества их выполнения.
Основные характеристики конфликта интересов это:
1. угроза объективности служащего при реализации им должностных
2. противоречие между личной заинтересованностью служащего и интересами
3. возможное причинение вреда законным интересам иных субъектов.
1.Возникновение конфликта интересов при правомерном извлечении дохода. Федеральный закон № 79-ФЗ (ч. 2 ст. 14), позволяя гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, ставит условие – выполнение такой работы не должно повлечь за собой конфликт интересов. В эту группу можно включить также обязанность гражданского служащего передать принадлежащие ему приносящие доход ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ, в случае, если владение ими может привести к конфликту интересов (ч. 2 ст. 17 ФЗ № 79-ФЗ).
2. Возникновение конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей. Эта группа включает обязанность гражданского служащего в целях избежания конфликта интересов сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 79-ФЗ). Сюда же следует включить и запрещение гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в период замещения им указанной должности в целях исключения конфликта интересов представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе государственного органа (ч. 4 ст. 15 ФЗ № 79-ФЗ).
3. Возникновение конфликта интересов при формировании состава комиссий. К этой группе можно отнести требования к формированию состава комиссии по урегулированию конфликтов интересов, конкурсной и аттестационной комиссий таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые этими комиссиями решения (ч. 7 ст. 19, ч. 10 ст. 22, ч. 12 ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Рассылка новостей журнала
Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.
Подписка на журнал
№ 4, апрель 2012
Другие
наши издания
Рубрики в номере
Управление конфликтами интересов как элемент кадровой политики
Рубрика «Трудовое законодательство»
Р.В. Киеня, начальник отдела комплексных ревизий и координации работ по профилактике и предупреждению коррупционных проявлений контрольно-ревизионного управления Министерства промышленности Республики Беларусь
ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Как правило, под конфликтом интересов понимается противоречие (столкновение) между личными (частными) интересами должностного лица и публичными (общественно-правовыми) интересами, когда есть основания полагать, что должностное лицо уже не в состоянии действовать объективно и беспристрастно, а оказывается под влиянием личных интересов, которые могут стать причиной принятия им решений или совершения других действий по службе, нарушающих права и законные интересы других граждан, организаций, общества, государства.
В правоприменительной практике выделяют два вида конфликтов интересов — реальный и потенциальный.
Реальный конфликт интересов возникает в ситуации, когда должностное лицо фактически выполняет служебные обязанности, которые находятся в сфере влияния его личных интересов.
Потенциальный конфликт интересов — это ситуация, когда должностное лицо в случае выполнения в будущем определенных служебных обязанностей может оказаться под влиянием личных интересов, что приведет к возникновению реального конфликта интересов.
Ситуации, при которых должностное лицо под влиянием личных интересов ненадлежащим образом выполнило свои служебные обязанности, следует рассматривать уже не как конфликт интересов, а как состоявшийся факт неправомерного поведения, злоупотребления служебными полномочиями или даже коррупции.
Конфликты интересов могут присутствовать в деятельности любых должностных лиц, однако на законодательном уровне регулированию чаще всего подвергаются механизмы управления конфликтами интересов, с которыми сталкиваются государственные служащие и другие лица, уполномоченные на выполнение государственных функций.
Управление конфликтами интересов в организациях частного сектора экономики, как правило, осуществляется в порядке, предусмотренном локальными нормативными правовыми актами этих организаций, в том числе кодексами профессиональной этики.
Согласно абз. 10 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» в редакции от 22 декабря 2011 г. (далее — Закон о борьбе с коррупцией) конфликт интересов — это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе).
Таким образом, законодатель установил правовое регулирование лишь тех конфликтов интересов, которые возникают в деятельности государственных должностных лиц. Кроме того, к конфликтам интересов он отнес ситуации, когда на государственное должностное лицо влияют или могут повлиять не только его личные интересы, но и личные интересы его супруга (супруги), близких родственников или свойственников.
Государственными должностными лицами являются:
– Президент Республики Беларусь;
– депутаты Палаты представителей;
– члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе;
– иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе;
– лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 %;
– иные лица, перечисленные в абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией.
Конфликт интересов — сложная правовая категория с неоднозначными характеристиками, допускающими различные, зачастую субъективные, трактовки.
Одним из наиболее спорных по содержанию является термин «личные интересы», который фактически выступает синонимом термина «личная заинтересованность».
В Законе о борьбе с коррупцией личные интересы отнесены к категории внеслужебных интересов.
В некоторых нормативных правовых актах Республики Беларусь используются понятия «имущественный и иной личный интерес» и «корыстная и иная личная заинтересованность».
Отсюда следует, что личные интересы включают в себя как имущественные, так и неимущественные интересы.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (135), апрель 2012 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
Конфликт интересов на государственной службе
Конфликт интересов на государственной гражданской службе — это ситуация, при которой личная выгода служащего мешает исполнять должные обязанности беспристрастно и препятствует соблюдению законных прав граждан. Служащий обязан сообщить об этом. Сокрытие информации может привести к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Что это такое
Два законодательных акта устанавливают, что такое конфликт интересов на государственной службе:
По статье 10 закона № 273, под конфликтом интересов на государственной службе понимается наличие личной выгоды, заинтересованности при исполнении должностных обязанностей. Личной выгодой считается:
- получение денег, имущества;
- получение имущественных прав;
- получение услуг, работ.
Такая выгода не обязательно относится к самому исполнителю, но и к его родственникам, друзьям, знакомым, организациям, с которыми служащий связан обязательствами. Произошедший конфликт интересов на государственной и муниципальной службе сам по себе не является коррупционным действием, но приводит к нему. В законе № 25 «О муниципальной службе» от 02.03.2007 понятие конфликта интересов взято за основу из закона № 273, а сокрытие информации об этом признается правонарушением.
Виды конфликтов
Точное определение приводится в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ. В соответствии с ним, общее понятие конфликта интересов на государственной службе не делится на какие-то виды, но если теоретизировать, то условно выделяется следующая классификация:
- реальный — ситуация уже возникла, и ее необходимо предотвратить;
- потенциальный — ситуация может возникнуть, и ее необходимо предупредить;
- мнимый — ситуация не возникла, но в общественном сознании поведение лица оценивается как получение личной выгоды.
Поскольку речь идет о ситуациях, связанных с личной выгодой, то чаще всего конфликт интересов на государственной службе встречается при осуществлении следующей деятельности:
- приватизация;
- предпринимательство;
- проведение торгов, госзакупок;
- поступление и увольнение с должности.
Понять, что такое конфликт интересов на муниципальной службе, помогут примеры:
- государственный служащий нанимает на работу или назначает на должность родственника, является членом конкурсной или аттестационной комиссии, которая проводит проверку в отношении знакомого, друга, члена семьи;
- сам гражданин, его родные и близкие намереваются выполнять работу для организации, где работает госслужащий, и он участвует в принятии решения о привлечении их к работам;
- гражданин или его родственники участвуют в выполнении оплачиваемой работы для филиала организации, в отношении которой госслужащий выносит решения, собирает и обрабатывает информацию или осуществляет другие функции госуправления;
- владение вкладами, ценными бумагами в организации, на деятельность которой госслужащий влияет в связи с должностным положением;
- участие в судебных разбирательствах в качестве судьи, если в конфликте замешаны родственники и знакомые, организации, которыми владеют близкие или в которых занимают должности;
- выполнение служебных обязанности в отношении организации, где служащий работал до поступления на службу или куда собирается трудоустроиться;
- использование информации, полученной в ходе работы, для получение денег, имущественных прав, выгод.
Способы разрешения
При возникновении подозрений или явном существовании риска служащий обязан уведомить руководителя или его заместителя в письменной форме. По ст. 11 закона № 273, существуют такие способы урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе:
- изменение служебного положения лица;
- самоотвод служащего от исполнения обязанностей;
- отвод служащего;
- отказ от выгоды;
- передать ценные бумаги в доверительное управление.
За несообщение сведений о возможном или реальном конфликте интересов на государственной службе закон предписывает дисциплинарное наказание:
Комиссия
К участию в урегулировании конфликта интересов на государственной службе обязательно привлекается специальная комиссия, которую организовывают по ст. 19 закона № 79 «О госслужбе…» для соблюдения требований к служебному поведению. Деятельность комиссии регулируется положением о комиссиях по урегулированию конфликтов, утвержденным указом президента РФ от 01.07.2010 № 821. В соответствии с документом, перед комиссиями стоят 2 задачи:
- контроль за соблюдением служащими ограничений, требований и запретов, наложенных в соответствии с занимаемой должностью (подробнее см. указ президента от 21.09.2009 № 1065);
- предупреждение коррупции.
Комиссия образуется нормативно-правовым актом ведомства и формируется так, чтобы исключалась любая возможность возникновения спора интересов при принятии ими решения. Ведомство определяет и состав комиссии, и порядок ее работы.
- заместитель руководителя госоргана, руководитель или иной работник кадровой службы;
- представитель управления президента РФ по противодействию коррупции;
- представитель научной или образовательной организации, которая связана с государственной гражданской службой;
- представитель общественной организации или профсоюза.
Состав комиссии не менее чем на четверть состоит из граждан, не занимающих должности на государственной службе. Для проведения заседания комиссии необходимо основание:
- предоставление руководителем результатов служебной проверки о несоблюдении госслужащим запретов и требований или о предоставлении им неполных, неверных сведений;
- поступившее в кадровый отдел сообщение от бывшего работника о намерении трудоустроиться в коммерческой или некоммерческой организации либо о намерении выполнять оплачиваемую работу;
- заявление госслужащего о невозможности предоставить необходимые сведения или выполнить требования и соблюсти запреты;
- уведомление о личной заинтересованности от служащего.
Положения о комиссии разрабатываются каждым госорганом отдельно.
Примеры и способы решения
Встречающиеся примеры конфликта интересов на государственной службе различаются в зависимости от конкретных функций служащего.
Выполнение функций и надзорной деятельности в отношении родственников.
- увольнение в связи с утратой доверия;
- увольнение за несоблюдение ограничений по должности.
Нахождение родственников в служебной зависимости, назначение их на должности, выплата вознаграждений.
- выговор — госслужащему;
- увольнение — родственнику.
Осуществление функций в отношении организации, перед которыми лицо или его близкий имеет имущественные обязательства (долги, аренда)
- отстранение до снятия имущественных обязательств (возврат долга, расторжение аренды);
- отстранение от исполнения должностных обязанностей.
Госслужащий осуществляет функции в отношении организации, где работал до поступления на должность или ведет переговоры о будущем трудоустройстве
- оценивается возможность спора;
- отстранение от выполнения служебных обязанностей.
При выявлении нарушений для их устранения госслужащий рекомендует конкретную компанию. Хуже, если учредителем этой компании является он сам или его близкий, родственник
- выговор;
- увольнение.
При этом оцениваются обстоятельства дела: сколько компаний рекомендовал служащий, настаивал ли на конкретных наименованиях и услугах, имел ли личную выгоду при обращении клиента в компанию, какими целями руководствовался.
Использование служебной информации в корыстных целях
- проведение служебной проверки и назначение административного и уголовного наказания.
Наказание зависит от способа и цели использования информации, от законности ее получения.
Что такое конфликт — виды, типы и причины возникновения конфликтов, также 6 способов их разрешения
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Возникновение между людьми ситуаций, порожденных враждебными мыслями и поступками, многих заставляют задуматься.
Что же такое конфликт, каковы условия его зарождения, кто может являться его участником и существуют ли методы его разрешения. Обо всем этом мы как раз и поговорим в продолжении этой публикации. Садитесь поудобнее, мы начинаем.
Что это такое?
Слово происходит от латинского «conflictus», что означает «столкнувшийся». К наиболее распространенным синонимам слова «конфликт» относятся:
- ссора;
- разногласие;
- столкновение;
- поединок;
- противостояние;
- баталия.
Для полного понимания сначала необходимо дать определение указанному социальному явлению.
Итак, конфликт – это способ разрешения противоречий, возникающих на почве несоответствия суждений, целей, интересов, выводов, умозаключений, мнений или взглядов на те или иные аспекты.
Этот процесс характеризуется тремя основными признаками:
- Суть заключается в противоборстве двух и более субъектов.
- Сопровождается выбросом негативных эмоций со стороны участников, а также действиями, которые могут выходить далеко за рамки общепринятых правил и норм поведения.
Какие типы и виды конфликтов существуют
В зависимости от метода разрешения конфликты подразделяются на:
- Компромиссные. Разрешение конфликтных ситуаций в данном случае осуществляется путем поиска наиболее подходящего обеим сторонам компромисса. При этом одна или обе стороны должны извлечь пользу из ситуации в виде компенсации за моральный вред/материальный ущерб. Пример: за срыв оговоренных сроков поставки продукции поставщик обязуется снизить расценки на свои услуги;
- Антогонистичные. Противостояние разрешается путем разрушения структурных конструкций (словесных, поведенческих, эмоциональных) участника, который проиграл противоборство. Второй вариант – отказ стороны от дальнейшего участия в поединке. Пример: победа в предвыборной гонке.
Типы конфликтов различаются по сфере, в которой они проявляются, степени выраженности, направленности, числу сторон, а также потребностям. Но обо всем по порядку.
Сфера проявления конфликтных ситуаций
Из наиболее распространенных типов конфликтов по характеру их проявления можно отметить:
- организованный (предусмотрена иерархическая структура, обязанности и права сторон четко регламентированы);
- экономический (основан на противоречиях экономического характера, борьбы за ресурсы, скидки, права, льготы);
- социальный конфликт (противостояние отдельных субъектов, групп или общностей людей с учетом предварительного усиления их интересов относительно спора);
Типы конфликтов по степени выраженности
- Скрытые столкновения. Имеют место, когда демонстрация агрессии и любые подобные действия являются скрытыми от общественности и фигурантов противостояния. Конфликт носит косвенный характер.
- Открытые столкновения. Борьба выражена явно, ее можно наблюдать и оценивать. Пример: полемика, споры, раздор, ссора, скандал, выяснение отношений с оскорблениями.
Виды направленности конфликтов
- Горизонтальный конфликт. Разногласия возникают между сторонами, которые равны по своему статусу: социальному, профессиональному, материальному и т.д. Обязательное условие – субъекты наделены равным объемом власти.
- Вертикальный конфликт характерен для сторон, которые имеют различия в статусе. Пример: ссора между подчиненным и руководителем, сотрудниками дочернего и головного предприятий.
Потребности конфликтующих сторон
- Борьба интересов. Основой выступают личные интересы индивида или общие интересы группы людей.
- Когнитивное противостояние. Характеризуется столкновением противоположностей во мнениях, суждениях, высказываниях, знаниях.
Число конфликтующих сторон
- Межгрупповой. Противостояние двух групп, в каждую из которых входят участники конфликта, объединенные каким-либо признаком/признаками.
- Межличностный. Столкновение интересов между двумя субъектами или между группой людей и одним субъектом.
- Внутриличностный. Противоборство внутренних ценностей и мотивов на личностном уровне. Сторон нет, есть лишь один субъект, который столкнулся с проблемой выбора относительно принятия того или иного решения.
Причины конфликтов
В основе специфики зарождения конфликтов могут лежать всевозможные причины. Из наиболее характерных можно выделить:
-
несоответствие реальности и личных понятий, представлений о чем-либо;
6 способов разрешения конфликтов
Специалисты предлагают 6 эффективных методов, с помощью которых можно разрешить конфликты.
- Сотрудничество. Предполагает урегулирование спора и касающихся его проблем совместными усилиями фигурантов.
- Конфронтация. В данном случае каждая сторона остается при своем мнении, не желая идти на уступки. Для наиболее эффективного разрешения конфликта нужна третья сторона, которая будет являться независимой и не примет чью-либо сторону.
- Принуждение. Конфликтная ситуация разрешается путем подавления одной стороной другой стороны. При этом довлеющая сторона не учитывает мнение и интересы стороны, над которой установила господство.
- Компромисс. Фигуранты спора идут на уступки друг другу, что позволяет им разрешить конфликт, в той или иной степени удовлетворив свои потребности/стремления/желания.
Конфликт интересов
Что такое конфликт интересов
Конфликт интересов – явление, которое встречается повсеместно. Такие ситуации возникают между учениками одного класса, между членами семьи, в сообществах единомышленников и среди сотрудников одной организации. Они могут возникать вне зависимости от того, испытывают ли люди друг к другу личную неприязнь или это чисто профессиональное соперничество. В любом случае, это явление необходимо пресекать, так как конфликт интересов может привести к ущемлению интересов всей компании или организации.
В частном бизнесе и государственных организациях конфликты интересов происходят часто и их довольно трудно скрыть или исчерпать оперативно. Из-за этого появился даже Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции», согласно которому конфликт интересов трактуется как «…ситуация, при которой прямая или косвенная личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может оказать влияние или уже влияет на исполнение служебных обязанностей…».
В большинстве случаев конфликты такого рода возникают на почве заинтересованности сотрудником в получении материальной выгоды непосредственно для себя либо для третьих лиц, с которыми работник связан какими-либо финансовыми обязательствами.
Формы и признаки конфликта интересов
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – «столкновение». В определенный момент двое или больше членов одной группы или сообщества начинают претендовать на один и тот же объект, в результате чего зоны интересов каждого из участников конфликта пересекаются. Конфликт интересов может быть личным и организационным:
• При личном конфликте выполнение человеком его служебных обязанностей каким-либо образом вступает в противоречие с его личными интересами. Пример такой ситуации – желание сотрудника уйти с работы строго по окончании рабочего дня, а при возможности даже раньше, так как на вечер у него есть личные планы;
• При организационном конфликте собственные выгоды защищает уже целое частное предприятие, которое также в силу противоречия со своими интересами отказывается или пытается отказаться от предоставления своих услуг государству.
Конфликт интересов может возникать в случае, если объект конфликта никак нельзя поделить между двумя претендующими на него сторонами. При этом ни одна их сторон не желает искать компромиссы и уступать другой.
Как разрешить ситуацию
Психологи, работающие над проблемой разрешений конфликта интересов, предлагают пять способов сгладить или вовсе устранить ситуацию:
• не продолжать конфликт, а устроить открытое соревнование, победитель которого становится обладателем объекта конфликта, а проигравшая сторона согласно заранее составленной договоренности – от объекта официально отказаться. Наиболее приемлемый вариант.
• уступить объект спора и препираний. Данный способ больше подходит для решения личных конфликтов, так как на более глобальном уровне подобные действия приводят к серьезным финансовым потерям компании.
• потратить силы и время на поиск компромисса – самый эффективный способ. Он действует в тех случаях, когда обе стороны имеют время, ресурсы и желание найти устраивающее всех решение, в результате которого противоречия будут исчерпаны
• попробуйте не начинать спор, если урегулировать конфликт мирно или решить его по обоюдному согласию, невозможно. Но это не всегда возможно, так как перспективный анализ ситуации иногда трудно реализовать. Хороший пример – отказ сотрудника, получившего назначение на руководящий пост, от доли материального дохода, за обладание которым непременно начинается соперничество.
• договорится о сотрудничестве, в результате которого объект конфликта интересов все стороны смогут разделить.
Конфликт интересов на государственной гражданской службе
Гражданин, поступая на гражданскую службу, добровольно берет на себя все обязательства, связанные с прохождением гражданской службы, соглашается с установленными требованиями, ограничениями и запретами.
Одной из таких обязанностей является обязанность принимать меры по недопущению и урегулированию конфликта интересов.
Служение интересам общества – это основополагающая задача всех гражданских служащих и органов государственной власти. Общество ожидает от должностных лиц этих органов честного, справедливого и непредвзятого выполнения своих служебных обязанностей.
Конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией, однако он является основой коррупционных проступков и преступлений. Неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным правонарушениям.
Чтобы не допустить конфликта интересов в первую очередь необходимо понимать его суть, способы недопущения и его урегулирования.
Понятия конфликта интересов и личной заинтересованности закреплены в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции». Если говорить кратко, конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей (осуществление полномочий) с целью недопущение причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
Данная норма раскрывает также круг лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего» – родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей. Сюда же можно отнести граждан или организации, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами; друзей служащего, их родственников; бывших работодателей; организации, владельцем, руководителем, которых являлся служащий до поступления на государственную гражданскую службу.
Необходимо различать реальный, возможный и мнимый конфликт интересов.
Реальный – возникшее противоречие между служебными обязанностями и частными интересами служащего, при котором частные интересы лица негативно влияют на исполнение им своих служебных обязанностей.
Возможный – должностное лицо имеет личный интерес, который в будущем, в случае изменения определенных обстоятельств, может воспрепятствовать объективному исполнению служащим своих должностных обязанностей.
Мнимый – ситуация, при которой законные действия служащего могут привести к подозрению в наличии у него конфликта интересов, даже несмотря на отсутствие такового. Зачастую мнимый конфликт интерес связан непосредственно с соблюдением норм этики. Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности.
Анализ судебной практики показывает, что само по себе родство не может рассматриваться как основание для принятия соответствующих мер, например, прекращения служебных отношений. Следует иметь в виду, что родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов.
Обязательными признаками конфликта интересов являются реализация служащим своих должностных обязанностей в конкретной ситуации, извлечение материальной выгоды этим служащим или иными лицами (возможность ее извлечения) и причинная связь между ними.
Предполагается наличие у служащего поведенческого выбора между надлежащим исполнением служебных обязанностей и принятием необъективного, пристрастного решения.
Под определение «конфликт интересов» попадает множество отдельных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий).
Наиболее часто встречающимися случаями конфликта интересов являются:
– выполнение отдельных функций государственного/муниципального управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего
– получение служащим, его родственником от подконтрольного/поднадзорного лица имущества в дар или пользование;
– участие служащего в заседании комиссии при рассмотрении вопроса получения материальных благ его родственником;
– издание служащим распорядительных документов по распределению материальных благ в пользу его родственника;
– получение подарков и услуг;
– имущественные обязательства и судебные разбирательства;
– выполнение служащим функций представителя нанимателя в отношении его родственника, также находящегося в непосредственном подчинении лица, замещающего должность;
– ведение предпринимательской деятельности родственником служащего в подконтрольной ему сфере;
– осуществление иной оплачиваемой работы лицом, замещающим должность, в организации, осуществляющей деятельность в поднадзорной ему сфере и т.п.
Во всех случаях конфликт интересов обусловлен определенными действиями (бездействием) служащих в отношении аффилированных к ним лиц как физических, так и юридических. В основном это связано с возможностью оказания преференций себе либо близким родственникам.
Служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности. Например, начиная выполнять какое-то поручение или задание, осознав наличие личной заинтересованности, служащему следует уведомить представителя нанимателя.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Аналогичная норма установлена ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции». Соответствующий Порядок уведомления определяется представителем нанимателя.
Таким образом, в целях предотвращения коррупции законодатель обязывает как служащих, так и представителя нанимателя принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Своевременное уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов является одной из главных обязанностей служащего.
Служащий обязан на имя представителя нанимателя, через уполномоченное правовым актом органа исполнительной власти на прием такого уведомления структурное подразделение (уполномоченному должностному лицу) подать уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (далее – уведомление).
Уведомление представляется в письменной форме лично или по почте, как только стало известно о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление подлежит регистрации в соответствующем журнале в день его представления и передается представителю нанимателя. По просьбе лица, представившего уведомление, копия с отметкой о регистрации выдается ему под роспись в журнале регистрации или направляется по почте заказным письмом.
В ходе предварительного рассмотрения уведомления лица, ответственные за профилактику коррупционных правонарушений, вправе получать в установленном порядке от служащего, представившего уведомление, необходимые пояснения и оформлять запросы для направления их установленном порядке в территориальные органы федеральных органов государственной власти, государственные органы Алтайского края, органы местного самоуправления и заинтересованные организации.
По результатам предварительного рассмотрения уведомления подготавливается мотивированное заключение.
Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по результатам рассмотрения уведомления с приложением к нему материалов и мотивированного заключения принимает одно из решений, предусмотренных положением о данной комиссии.
В случае принятия решения о наличии или возможности возникновения конфликта интересов представитель нанимателя принимает меры или обеспечивает принятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов либо рекомендует лицу, направившему уведомление, принять такие меры.
Важно помнить, что уведомление служащим представителя нанимателя о личной заинтересованности не освобождает его от принятия (при необходимости) мер по недопущению или урегулированию конфликта интересов, и не снимает ответственности за несвоевременное принятие таких мер в целях снижения вероятности возникновения конфликта интересов либо уменьшения рисков причинения вреда.
Служащий вправе прибегнуть как к предусмотренным ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» способам предотвращения или урегулирования конфликта интересов, так и к иным мерам, доступным, необходимым и достаточным для предотвращения или устранения конфликта интересов в конкретном случае.
Такими мерами могут быть:
– самоотвод служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
– отказ от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
– передача ценных бумаг в доверительное управление, либо их отчуждение в собственность третьих лиц;
– отказ от выполнения иной оплачиваемой работы;
– отказ от получения работ/услуг у лиц, в отношении которых служащий выполняет отдельные функции государственного управления/контрольно-надзорные полномочия и т.п.;
– отказ от принятия управленческого решения/реализации контрольно-надзорных полномочий и т.п. в отношении лица (физического, должностного, юридического), состоящего с ним в близком родстве или свойстве, имущественных, корпоративных или иных близких отношениях;
– отказ от распространения служебной информации;
– переход на иную должность либо увольнение с должности, когда исполнение обязанностей по ней связано с постоянным возникновением ситуации конфликта интересов и т.п.
Приведенный перечень мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае могут быть найдены иные формы его урегулирования. При этом действия служащего по предотвращению и урегулированию конфликта интересов не должны противоречить действующему законодательству.
В целях обеспечения единого подхода к урегулированию конфликта интересов на гражданской службе рекомендуется использовать в практической деятельности Обзоры типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, а также практики правоприменения в сфере конфликта интересов № 1, подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (размещены на сайтах Минтруда, Правительства Алтайского края в разделе «Противодействие коррупции»).
! На усмотрение: для каждой сферы деятельности органа исполнительной власти характерны свои ситуации конфликта интересов, поэтому предлагаем на выбор рассмотреть несколько типичных ситуаций.
В случае принятия решения о несоблюдении служащим требований об урегулировании конфликта интересов и совершении коррупционного правонарушения, на представителе нанимателя лежит обязанность применения в соответствии с действующим законодательством мер ответственности во всех случаях совершения гражданским служащим коррупционных правонарушений.
Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия. Жесткость такой санкции обусловлена недопущением причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации и представляется оправданной с учетом последствий неурегулированного конфликта интересов.
Дисциплинарная ответственность за нарушение порядка уведомления о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей может быть в форме взысканий, установленных ст. 59.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.
Подводя итог, следует отметить, что проблема конфликта интересов в системе государственной гражданской службы сегодня достаточно актуальна, и останется такой еще долгое время. Ситуация «конфликта интересов» имеет моральную составляющую, так как во многом зависит от уровня нравственной культуры вас, служащих, от правового сознания, умения принимать должные моральные решения.
Личная заинтересованность – это еще не правонарушение. Необходимо сообщать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, не опасаясь предать гласности наличие личной заинтересованности. Легче предотвратить конфликт интересов, чем его потом урегулировать. Конфликт интересов характеризуется альтернативностью, выбором между долгом и личным интересом. В ситуации конфликта интересов служащий еще не сделал окончательный выбор. Своевременное выявление и урегулирование конфликта интересов является средством предупреждения коррупционных правонарушений.
Adblockdetector