Закон о микрофинансовых организациях
Invest82.ru

Институт финансов

Закон о микрофинансовых организациях

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ
“О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”

С изменениями и дополнениями от:

1 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июня, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 29 июля 2017 г., 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 2 августа, 2 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 18 июня 2010 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

В России решено развивать микрофинансовую деятельность. Ею занимается юрлицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (кроме бюджетного), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества. Ведется специальный реестр.

Такая организация предоставляет микрозаем. Его сумма не должна превышать 1 млн руб. Предельный размер индексируется на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).

Установлены ограничения деятельности микрофинансовой организации. Например, она не вправе привлекать денежные средства физлиц. Запрет не применяется, если последние являются учредителями (членами, участниками, акционерами) организации, предоставляют ей займы на сумму 1,5 млн руб. и более (по одному договору с одним займодавцем).

Микрофинансовая организация также не вправе выдавать займы в иностранной валюте, вести любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и др.

Риски, возникающие в деятельности микрофинансовой организации, можно страховать. Также юрлицо вправе формировать целевые фонды.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 7 июля 2010 г. N 147, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 27 ст. 3435, в “Парламентской газете” от 9 июля 2010 г. N 36

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г., за исключением положений статьи 5 изменений, для которых статье 8 определен иной порядок вступления их в силу

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 554-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 537-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 92-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 февраля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 375-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Закон о микрофинансовых организациях

Государственной Думой принят ряд поправок в федеральный закон о микрозаймах в 2019-2020 году. И для МФО, и для их клиентов будут действовать новые правила. В большинстве случаев изменения направлены на защиту заемщиков, которые из-за безвыходной ситуации или по незнанию могут набрать кредитов под огромные проценты и в результате лишиться имущества.

Ситуация на рынке микрозаймов сейчас

С 2016 года рынок микрозаймов растет быстрыми темпами. В 2017 году прирост составил 35%, а в 2018 – пока 25%. Это связано с тем, что компании рассмотрели потенциал интернета и отработали систему выдачи онлайн.

Наиболее любимый формат микрозайма – деньги до зарплаты. Они составляют примерно 80% от общей суммы выданных кредитов. Размер такого микрозайма не превышает 15 тысяч рублей, а ставка может составлять 720% годовых и даже более. Но за счет короткого срока – до 2-3 недель – переплата кажется не такой большой.

Несмотря на то, что большинство заемщиков рассчитываются с микрозаймами без особых проблем, это сильно бьет по семейному бюджету. Например, если семья заняла 15 тысяч рублей, а была вынуждена вернуть 20 тысяч, то в следующем месяце ей опять может не хватить денег – и придется вновь обращаться в МФО.

У тех же, кто не смог расплатиться с кредитом, возникают проблемы. Мало того, что в целом за микрозаём предлагает большой процент. Компании «накидывают» сверху пени за просрочку – так что долг в 10 тысяч рублей буквально за полгода может превратиться в 300-400 тысяч (это крайние случаи). Понятно, что у среднестатистического человека нет возможности вернуть такие деньги.

В одном из своих выступлений высказался Владимир Путин о микрозаймах в 2019 году. Он поручил Центробанку разработать нормативы, которые бы регулировали этот рынок и позволили бы заемщикам не только защищать свои права, но и снижать кредитное бремя.

По статистике, из постоянных клиентов МФО каждый 4-й имеет невыплаченный долг. В результате растет закредитованность населения, а выхода из-за огромных узаконенных штрафов никак не видно.

Изменения с 2019 года

В федеральное законодательство, регулирующего выдачу кредитов и займов в формате «до зарплаты» внесено немало изменений. Значительная их часть начнет действовать с 1 января 2019 года, а некоторая – с 1 июля 2019 года. Причем многие меры начинают функционировать с начала года в неполном объеме, т.е. период с 1 января до 1 июля является переходным.

Ограничение максимальной суммы

В законодательство о микрофинансовой деятельности не предполагается вносить изменение максимально возможной суммы займа. Т.е. теоретически компания может выдать и 1 млн рублей под 2% в день. Но, естественно, на практике такого не происходит.

Однако есть разграничение между микрозаймом и просто займом. Планируется, что размер микрозайма будет ограничен 50 тысячами рублей. В чем разница?

Микрозаём и кредит регулируются разными законами, и по ним установлена разный максимальный процент. Так, по микрозаймам он гораздо выше: сейчас составляет 2,5% в день, или 912,5% в год. В разных МФО варьируется сумма в годовом исчислении в среднем от 300 до 800%. По кредитам – 50% в год.

Максимальный размер ставки рассчитывается Центробанком РФ на основании многих показателей и публикуется ежедневно. Никакая компания не может превышать этот показатель – в противном случае ее ждет штраф.

Ограничения ставки по кредитам

Принят в сфере МФО и так называемый закон о процентах. Он регулирует размер максимальных начислений на кредит. С 1 января ставка по микрокредитам будет ограничена 1,5% в день (или 547,5% в год), а с 1 июля – 1% в день (или 365% в год).

При этом запрещено будет использовать правило «проценты на проценты», т.е. долг не сможет расти в геометрической прогрессии, как сейчас делают некоторые микрофинансовые компании.

Ограничение предельных штрафов

Также Госдума предложила ограничить штрафы, которые МФО может налагать на должника. Сейчас по факту они ничем не ограничены. Компания прописывает в договоре штрафные санкции и пени, но мало кто из клиентов с ними знакомится, так как предполагает, что выплатит кредит вовремя и не столкнется с проблемами. И уже потом с удивлением узнает, что должен компании буквально в десятки раз выше, чем был долг – причем полностью на законных основаниях.

Можно, конечно, попытаться списать пени через суд. Но обычно суд встает на сторону МФО, так как подпись на договоре является подтверждением, что клиент ознакомился с условиями и согласен на получение кредита по предложенным тарифам.

Новый закон предполагает, что теперь размер максимальный начислений будет привязан к размеру кредита. В переходный период с 1 января 2019 года он будет составлять 200% от суммы займа, с 1 июля – 100%.

Например, если заемщик взял в МФО 15 тысяч рублей и не смог их выплатить в срок, то с 1 января МФО смогут начислить ему в виде штрафов максимум 30 тысяч рублей, и всего он будет вынужден выплатить компании 45 тысяч. С июля выплаты не смогут быть больше 15 тысяч рублей, т.е. отдавать такой должник будет должен только 30 тысяч рублей.

Расчет предельной долговой нагрузки

Помимо новшеств о начислении процентов, внесены требования для компаний проверять долговую нагрузку клиентов. Разработана специальная методика, по которой рассчитывается коэффициент предельной долговой нагрузки. Если этот коэффициент превысит определенное значение, то кредитор получит «штраф» в свой кредитный портфель. Если таких кредитов в «группе риска» будет слишком много, то Центробанк сможет отобрать лицензию.

Читать еще:  Что такое прямые расходы

Для банков такая система уже давно работает. Именно поэтому они не выдают кредиты лицам с высокой долговой нагрузкой, так как это ухудшает качество их портфеля.

Для МФО будут действовать аналогичные правила. Это означает, что чрезвычайно закредитованным гражданам не помогут и микрозаймы, так как их никто не будет выдавать.

Кроме того, будет введено правило «не более 3 микрокредитов в одни руки». Но рефинансирования уже имеющихся займов это правило не коснется. Так что компании смогут рефинансировать долги клиентов, предлагая им более выгодные условия.

Снятие запрета на взыскание займа

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация, когда МФО без лицензии могут выдавать кредиты, но при этом не могут взыскивать долги с просрочкой. В результате они просто перепродают кредиты другим МФО или коллекторским службам.

Новый закон призван решить эту проблему радикальным способом. Любым фирмам или частным лицам вне зависимости от наличия лицензии будет разрешено взыскивать долг – но только после обращения в суд.

Особенности залогового кредитования

С 2016 года действует разрешение для МФО выдавать микрозаймы под залог любого имущества, а в случае наличия просрочки – конфисковывать заложенную собственность в свою пользу. Единственное требование – размер долга должен был быть более 500 тысяч рублей.

Это породило немало коллизий, когда заемщики лишались своих квартир и автомобилей из-за просрочек по микрозаймам и «накручивания» штрафов и пеней. Компании буквально за полгода доводили долг по кредиту до требуемого размера и шли за взысканием в суд.

Сейчас микрокредиты под залог выдавать можно будет – но при этом фактически взыскать имущество не получится. Дело в том, что максимальный размер штрафов будет ограничен 100-200% от суммы долга. В результате сумма задолженности окажется незначительной, если сопоставлять ее со стоимостью заложенного имущества.

Например, если заемщик должен МФО 45 тысяч рублей, а его заложенная квартира стоит 3,5 млн рублей, то по закону ее конфисковать нельзя. Размер долга должен превышать 5% от стоимости залога.

Ограничения на работу коллекторов

С прошлого года действуют ограничения на работу коллекторских агентств:

  • они могут только беседовать с должниками, никаких угроз и физического насилия быть не должно;
  • связываться с должниками можно только в дневное время;
  • ограничено число звонков и уведомлений в день;
  • нельзя звонить 3 лицам – родителям, женам / мужьям, коллегами, начальнику и т.д., коллекторы могут иметь дело только с сам плательщиком и его поручителем;
  • нельзя разглашать личную информацию – например, писать объявление в подъезде, что «Здесь живет должник»;
  • не допускается порча имущества и вторжение на частную собственность.

Фактически коллектор может только предупредить должника о возможной ответственности, а затем попытаться взыскать долг через суд. Эти же правила продолжат действие и в 2019 году.

Последствия для МФО

Аналитики прогнозируют, что предпринятые меры приведут к сокращению рынка МФО, так как многие компании просто не смогут подстроить свою бизнес-модель к новым требованиям законодательства. В результате наиболее мелкие игроки исчезнут или будут поглощены конкурентами.

Для клиентов нововведения, конечно, облегчают жизнь. Теперь они твердо будут уверены, что максимальная ставка для них не повысится, а размер кредитных обязательств не выйдет за разумные пределы. Права коллекторов уже сейчас значительно ограничены, так что взыскание долга будет более цивилизованным и чаще будет производиться наиболее логичным образом – через суд с последующим арестом счетов неплательщика или удержанием размера долга из его заработной платы.

Закон о микрофинансовых организациях 2019 — последние изменения

В 2019 году принят новый закон о микрозаймах, существенно влияющий на обслуживание клиентов. Теперь получить микрокредит будет несколько сложнее, зато по-новому ФЗ о МФО, переплата со стороны клиента будет существенно меньше. Подробнее обо всех изменениях в МФО с 2019 года и последние новости – читайте в этой статье.

  1. Общая информация об изменениях в работе микрофинансовых организаций в 2019 году
  2. Изменения, вступающие в силу с 28.01.2019 года
    1. Отдельный тип микрозайма
    2. Максимальная процентная ставка по микрозайму по закону
    3. Максимальная переплата за год
    4. Выдавать займы смогут только зарегистрированные МФО
    5. Ограничение по уступке права требования
  3. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2019 года
  4. Изменения, вступающие в силу с 01.01.2020 года

Общая информация об изменениях в работе микрофинансовых организаций в 2019 году

В 2019 году ограничения и требования к МФО были перенесены в ФЗ (Федеральный закон) №353 от 21.12.2013 года. Одновременно они были существенно ужесточены. Так как новый закон о микрозаймах о начислении процентов включает в себя множество различных изменений, поправки принимались постепенно. В частности – в три этапа, один – в январе текущего года, второй – летом, в июле и в окончательной редакции все заработает только с 2020 года.

Изменения, вступающие в силу с 28.01.2019 года

Практически все новые правила для микрозаймов, которые вводятся в 2019 году, начали действовать еще с 28.01.2019. В дальнейшем они лишь постепенно ужесточаются. Перечень изменений:

Отдельный тип микрозайма

Теперь все кредиты, которые имеют срок до 15 суток и предполагают выдачу суммы в размере 10 тысяч рублей, выделяются в отдельную категорию. Такие займы невозможно пролонгировать, но это далеко не единственное ограничение. Так, вводится отдельный, допустимый законодательством о микрофинансовых организациях, предел переплаты. Он не может быть более 30% от изначально оформленной в долг суммы. Например, ранее, если взять 10 тысяч рублей на 15 дней, ставка могла быть на уровне 3-5% в сутки. За весь срок действия кредита это составляло переплату в размере 45-75% (4500-7500 рублей). Сейчас, вне зависимости от выбранных клиентом условий, он может быть уверен, что за 15 дней такого кредита он не переплатит больше 3 тысяч рублей (30%). Однако верно это только относительно основного платежа. МФО (Микрофинансовые организации) все еще могут начислять штраф за несвоевременное погашение, но в размере не более 0,1% от суммы долга в сутки. Учитывая тот факт, что большинство подобных организаций предпочитает выбирать погашение одним платежом, в конце срока, то 0,1% будет начисляться на все 10 тысяч рублей. За неделю просрочки, помимо 30% переплаты по основному платежу, человек будет обязан заплатить всего лишь 70 рублей.

Максимальная процентная ставка по микрозайму по закону

Вводится дополнительное ограничение по максимальной ставке. Это уже касается всех остальных типов микрокредитов, а не только тех, которые выдаются в сумме до 10 тысяч рублей на 15 дней. Лимит по ставке составляет 1,5% в сутки. У МФО больше нет возможности устанавливать огромный процент. Раньше ставка могла достигать 750% годовых, что составляло более 2% в сутки. Например, если клиент оформил в феврале заем на 50 тысяч рублей на 3 месяца, то заплатит он не больше 135% от суммы. Это все равно существенная переплата, но это все же существенно меньше, чем было раньше. Таким образом, микрокредиты стали более выгодными для населения. Это может привлечь больше потенциальных заемщиков. И хоть выдавать им кредиты станет не так выгодно, это будет сполна компенсироваться повышенными оборотами.

Максимальная переплата за год

Несмотря на ограничение по процентной ставке, вводится дополнительный лимит на общую сумму переплаты по любым кредитам, оформляемым на срок менее 1 года. Вне зависимости от условий, выставленных компанией, размера штрафа и других особенностей, переплата не может составлять более 250% от тела кредита. Примечательно, что это уже вместе со всеми возможными штрафами. Так, например, если человек взял кредит в сумме 50 тысяч рублей, то уже за 3 месяца он должен переплатить, как показано выше, 135% от суммы. Проще говоря, вернуть придется около 117 тысяч рублей. За следующие 3 месяца (всего пройдет полгода) размер переплаты должен вырасти до 270%, но фактически он будет заморожен на стадии 250%. При этом, даже если остаток года заемщик не будет выполнять свои обязательства и не будет погашать задолженность, никакие штрафы уже начисляться не будут. Проще говоря, если взять 50 тысяч рублей в долг менее чем на 12 месяцев, то в конечном итоге переплата не будет выше 175 тысяч рублей.

Выдавать займы смогут только зарегистрированные МФО

Начиная с января 2019 года, заниматься кредитованием населения могут только те компании, которые позиционируют свою деятельность как «выдача потребительских займов» и, как следствие, имеют все соответствующие лицензии. Любые другие МФО, которые так или иначе обходили закон, больше не смогут официально заниматься кредитованием населения в любой форме. Такая мера существенно снизит число действующих на рынке компаний и, автоматически, сделает получение займа более сложной задачей. С другой стороны, останутся только те фирмы, которые стараются честно вести дела и не ориентированы на прямой обман своих клиентов. Для заемщиков это плюс, пусть и достаточно условный. Примечательно что, если компания проигнорирует данное требование, ее никто не будет закрывать. Зато она автоматически лишается права требовать возврат долга любым способом, начиная от коллекторов и заканчивая судебным разбирательством.

Ограничение по уступке права требования

Взыскать задолженность с клиентов теперь будет существенно сложнее. Не секрет, что большинство МФО не имеют собственной службы взыскания. Они предпочитают продавать права требования по выданному кредиту коллекторам, которые самостоятельно «выбивают» деньги с должника. Теперь продажа будет возможна только в том случае, если покупатель имеет соответствующую лицензию и официально занимается своей деятельностью (что существенно ограничивает возможности по давлению на заемщика). Также останется возможность продажи права требования физическим лицам, но только и исключительно с разрешения должника. МФО больше не смогут продавать такие права по собственному усмотрению. Специалисты считают, что данные ограничения могут негативно сказаться на условиях предоставления займов и сделают их получение более сложной задачей. Кроме того, есть мнение, что клиентов будут в обязательном порядке заставлять подписывать разрешение на продажу права требования еще на момент оформления займа.

Читать еще:  Списание материалов в бухгалтерском учете: способы

Изменения, вступающие в силу с 01.07.2019 года

Рассматриваемый федеральный закон об МФО, как уже было сказано выше, вступает в силу постепенно. Так, например, начиная с 01.07.2019 года, максимальная ставка по кредиту, ранее, еще в январе установленная на уровне 1,5%, снижается до максимума в 1% за день. Также уменьшается максимальная сумма переплаты с 250% до 200%. Если человек оформил кредит в июле 2019 года на полгода он заплатит не более 200%. Например, если взять 50 тысяч рублей, то всего за год переплата не может быть больше 150 тысяч рублей. Если взять ту же сумму всего на 1 неделю, то заплатить придется всего на 7% больше (на 3500 рублей).

Изменения, вступающие в силу с 01.01.2020 года

Уже в 2020 году максимальный размер переплаты за год, вне зависимости от ставки по кредиту, не сможет быть больше 150%. Сама ставка не меняется. Например, если в 2020 году взять в долг 50 тысяч рублей, то, даже если не платить до конца года, переплата составит всего лишь 125 000 рублей.

Такие условия и требования значительно снижают прибыль всех действующих МФО. Специалисты считают, что в конечном итоге, уже в 2020 году, перечень работающих компаний будет существенно уменьшен (примерно в 2 раза). С другой стороны, строгое регулирование и понятные правила помогут привлечь огромное количество клиентов. Вместе с сокращением числа кредиторов, это позволит оставшимся компаниям значительно увеличить базу клиентов и, в конечном итоге, сохранить или даже повысить реальный доход.

Закон об МФО

В последнее десятилетие в России появился такой вид деятельности юридических лиц, как микрофинансирование. Начиная с 2010 года он регламентируется на уровне государственного законодательства и контролируется Центральным Банком РФ.

Законодательная база для МФО

Деятельность российских микрофинансовых организаций осуществляется на основании Федерального Закона от 2 июля 2010 года №151 и закона от 2013 года «О потребительском кредите».

Согласно законодательству, все компании, занимающиеся микрокредитованием, должны быть лицензированы и занесены в специальный реестр МФО. Именно это позволяет им работать на законных основаниях и получить доверие со стороны клиентов.

Закон об МФО ФЗ 151 полностью регламентирует деятельность микрофинансовых компаний. Он определяет, кто может быть руководящим лицом, и каким образом оно может быть выбрано. В законе также прописаны все правила работы подобных юридических лиц.

В соответствии с законодательством, микрофинансирование подразумевает упрощенную схему кредитования физических и юридических лиц по сравнению с банками. Это касается проверки клиентов, размера микрокредита и сроков, на которые выдаются микрозаймы.

Дополнения к закону

К 2016 году стало ясно, что ФЗ-151 не охватывает все тонкости работы МФО. В связи с этим был принят закон об МФО 2017 года. Если говорить точнее, это поправки к ФЗ, принятые в 2016 году, но вступившие в силу только в 2017 г. Документ ввел ряд ограничений в деятельность организаций, занимающихся микрофинансированием, которые являются актуальными по состоянию на сегодняшний день.

Основное изменение, представленное в законе, коснулось определения статуса юридических лиц. Их разделили на микрофинансовые компании (МФО) и микрокредитные компании (МКК), каждая из которых обрела свои особенности, права и обязательства.

Микрофинансовая организация – это юридическое лицо с уставным капиталом не менее 70 млн. руб. Существуют и другие экономические показатели, по которым регламентируется деятельность МФК:

  • Максимальный размер займа, который может быть предоставлен физическому лицу, — 1 млн. руб.
  • Максимальная сумма микрокредита, выданная юридическому лицу или ЧП, — 3 млн. руб.
  • Для идентификации клиентов МФК разрешается использовать дистанционные каналы, такие как доступ к базам данных госорганов, БКИ и банковских организаций.
  • МФК может привлекать инвестиции. Если инвестором является физическое лицо, объем вложений должен быть не менее 1,5 млн. руб. При этом инвестор может не входить в число учредителей компании.
  • МФК имеет право осуществлять онлайн кредитование.

В отличие от микрофинансовых компаний, МКК имеют гораздо меньше прав:

  • Уставной капитал МКК – менее 70 млн. руб.
  • Компания может выдавать физическому лицу не более 500 тыс. руб.
  • МКК не имеет право проводить онлайн кредитование.
  • Микрокредитные компании могут привлекать инвестиции только от учредителей, акционеров или юридических лиц.

Обращаясь в организации, занимающиеся микрокредитованием, обращайте внимание на то, какой статус имеет юридическое лицо. Лучше всего брать займы в крупных МФО. Идентификация клиента в них происходит с помощью единой системы Минкомсвязи. Это процедура, при которой проверка личности заемщика проходит не только по паспортным данным, но и по номеру мобильного телефона. Дополнительным идентификатором может служить банковская карта, если клиент указывает ее как способ получения заемных средств.

Закон о процентах

Закон об МФО касательно максимально допустимого размера начисленных процентов действует одинаково как в отношении МФК, так и в отношении МКК. Поскольку в последнее время микрофинансовые компании стали начислять проценты в огромных размерах с целью обогащения, было принято решение ограничить ставки.

Сумма, представленная клиенту к выплате, не должна превышать основной долг более, чем в 3 раза. Иначе говоря, максимальная сумма задолженности при займе в 100 руб. не должна быть больше 400 руб.

В связи с указанными ограничениями установился единый диапазон процентной ставки при онлайн кредитовании. В среднем, сегодня можно получить заемные деньги под 1-3% в сутки, при этом чем больше сумма и срок микрокредита, тем меньше проценты.

Регламентируется и деятельность компаний в случае отказа заемщика от выплаты задолженности. Например, звонить и напоминать клиенту о его долге можно только раз в сутки и высылать только 2 смс. Если дело передается коллекторам, они имеют право приходить на дом к заемщику только 1 раз в неделю. Перед тем как озвучить цель визита, работник должен представиться и объявить, от имени какой организации он действует.

Если даже после месячных напоминаний заемщик не отдает долг, давить на него, угрожать, сообщать о существующем долге на работу, родственникам или друзьям МФО или коллекторы не имеют право. Дело может быть передано в суд, который и обязует должника внести оплату.

Каковы результаты?

Время, прошедшее после принятия добавок к ФЗ-151 в 2016 году, показало, что ограничения в деятельности МФО пошли на пользу потребителям. Компаниям был дан срок в 1 год, чтобы определиться со своим статусом. За это время прекратили свою работу более 1700 микрофинансовых организаций, действующих нелегально.

Благодаря реестру и изменениям в законодательной базе, население России получило возможность определять, законно ли ведет свою деятельность МФО. Для этого клиенты получили доступ к уставным документам, номеру лицензии, которые, как правило, представлены юридическим лицом на интернет ресурсе. После изучения документации клиент может принять объективное решение, стоит ли подавать заявку в выбранную организацию.

Еще один плюс изменений в законодательстве – уменьшение давления на недобросовестных заемщиков. Если работники компании угрожают или превышают свои полномочия, потребитель теперь может пожаловаться на организацию или подать в суд.

Таким образом, изменения в федеральном законе положительно сказались на работе МФО и правовой защищенности клиентов. Организации, ведущие противоправную деятельность, постепенно сходят с арены, оставляя место для компаний, желающих честно работать в данном сегменте рынка.

Закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях

Микрофинансовые организации в основном занимаются деятельностью по совершению сделок с оказанием финансовых услуг лицам, имеющим малый бизнес или индивидуальным предпринимателям. Для таких учреждений существуют определенные условия и требования по ведению деятельности. Для регулирования экономики в малом бизнесе был принят соответствующий Федеральный закон номер 151.

Общие положения закона о деятельности микрофинансовых организаций

ФЗ о микрофинансовых организациях был принят Государственной Думой 18 июня 2010 года, а одобрен Советом Федерации 23 июня 2010 года. Последние изменения в него были внесены 1 мая 2017 года. Федеральный закон 151 содержит 5 глав и 17 статей. Этот закон контролирует и регулирует процессы и нюансы осуществления микрофинансовой деятельности, как предоставление микрофин. займов, определение статуса организации, права, полномочия и обязанности Центрального Банка России. Закон также регламентирует процессы микрофинансовых учреждений и контроль за ними.

Краткое содержание Федерального закона номер 151 о микрофинансовой деятельности и организациях:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Даны цели, задачи и сфера регулирования закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие описываемую сферу;
  • Во второй главе оформлены условия и требования, по которым действуют и развивают деятельность микрофин. организации. Описан реестр, учет и регистрация такого вида учреждений. Перечислены требования для органов, осуществляющих надзор и требования для учредителей такого вида компаний. Описаны способы и порядок, по которому компании и учреждения приобретают статус микрофинансовых. Оформлены причины, по которым юридические лица могут получить отказ о внесении их в реестр. Описан процесс и способы осуществления исключения юр. лиц из реестра по микрофин. организациям;
  • В главе номер три прописан порядок, по которому осуществляют свою деятельность описываемые учреждения. Оформлен перечень условий и требований, по которым организация вправе выдать лицу заем. Дан список полномочий, прав и обязанностей микрофинансовых учреждений. Дан список также прав и обязанностей лиц, решивших получить заем в такой организации и подавших заявление. И дан список прав и обязанностей уже непосредственно заемщика. Перечислены ограничения и запреты в деятельности микрофинансовых учреждений. Оформлены особенности и нюансы начисления процентов на займы при просрочках. Описана обязательная страховка, указание рисков и целевой фонд;
  • В г. четыре оформлена информация о контроле над такого вида организациями. Способы регулирования деятельности микрофинансовых учреждений. Обязательное предоставление информации, отчетность, способы предоставления сведений о деятельности гос. органам. Правоотношения между фирмами по микрофинансам и кредитными бюро;
  • В пятой г. оформлены заключительные и дополнительные положения, условия и требования закона.
Читать еще:  Домашние Деньги: номер телефона горячей линии

Настоящая сфера регулируется описываемым Федеральным законом, Конституцией России, Гражданским Кодексом РФ, ФЗ номер 353 о потребительских кредитах и займах, законодательством России и другими нормативами и актами.

Читайте также об основных положениях ФЗ 86 здесь:

Последние изменения, внесенные в закон

Последние изменения в ФЗ о микрофинансовых организациях были внесены 1 мая 2017 года, при принятии ФЗ номер 92.

Согласно принятым изменениям была дополнена седьмая статья. В первой части этой статьи был изменен первый пункт.

Согласно изменениям, Центральный Банк России может исключить из реестра сведения о микрофин. организации только в случаях когда:

  • Происходит ликвидация такого вида учреждения, как юридическое лицо;
  • Учреждение получило официальный статус банка или статус кредитной организации;
  • Организация самостоятельно предоставила форму заявления об исключении из реестра. Форма должна соответствовать положению настоящей статьи.

При новой редакции закона статья семь была дополнена пунктом 1.10. Согласно этому дополнению в период, когда микрофинансовое учреждение подало документы в Центральный Банк России для получения определенного статуса (статус банка или кредитной организации), но до принятия Банком решения, компания не имеет права принимать какие-либо средства от физических лиц или ИП. Денежные средства могут быть приняты только от учредителей или акционеров учреждения.

Был также добавлен пункт номер 1.11. В этом пункте написано, что Банк России может позволить организации, получившей статус банка с базовой лицензией, осуществлять операции со средствами физических лиц только по истечению двух лет с момента внесения изменений в государственный реестр.

Согласно принятым изменениям, в седьмую статью был добавлен пункт 1.12. В этом пункте написано, что в случае, если договор об определенных финансовых операциях был заключен до того, как учреждение получило другой статус, операции могут совершаться независимо от их вида и категории. Это означает, что если между микрофинансовой организацией и физическим лицом был принят договор, а затем организация сменила статус, операции, согласно договору могут продолжаться, несмотря на запрет, оформленный в пункте 1.11.

Последним изменением, принятым 1 мая 2017 года, было добавление пункта 1.13 в статью семь. Согласно этому пункту, микрофин. организация имеет право продолжать сделки и операции по договорам, принятым до изменения статуса, до истечения срока, установленного в договорах изначально. Изменения по такого вида договорам не могут быть внесены в изначально установленную цену и срок действия документа.

В статье 12 закона о микрофинансовой деятельности написано, что такого вида организации имеют определенные ограничения в деятельности. Среди этих ограничений есть:

  • Поручительство по сделкам собственных учредителей, либо любой другой способ выполнения обязательств учредителей;
  • Запрещается использование в каких-либо бумагах сокращенного или полного названия организации, схожее или полностью совпадающее с названием другой финансовой компании;
  • Совершение сделок об отчуждении собственного имущества без разрешения вышестоящих органов;
  • Запрещается начисление физ лицам — заемщикам, процентов по договорам займа, если срок возврата займа, оформленный в документах, не превышает года;
  • Выдача любых видов займа в иностранной валюте;
  • Выдача займа ИП или юр. лицу, если сумма всех долгов этого лица перед организацией превышает три миллиона рублей;
  • Изменение условий договоров с юр. лицами или ИП о процентной ставке, комиссионных или сроках действия договоров в одностороннем порядке;
  • Осуществление любой категории деятельности на рынке с ценными бумагами;
  • Применение к физическому лицу или ИП штрафных санкций, если лицо заранее известило организацию (за 10 дней) о досрочном погашении займа.

Условия процентных ставок и другие нюансы деятельности микрофин. организаций дополнены в пункте 12.1.

Текст последней редакции 151 ФЗ

Федеральный закон 151 был принят для установления порядка деятельности микрофинансовых учреждений. В случае, если лицо планирует открыть собственную организацию, рекомендуется изучить описываемый закон. В нем определены способы открытия, процесс, условия и требования к деятельности таких организаций и ограничения.

Скачать Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» можно по ссылке.

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”

Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 29.12.2015) “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях”
Статья 12. Ограничения деятельности микрофинансовой организации
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 407-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Микрофинансовая организация не вправе:
1) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами;
2) без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении соответствующих сделок совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества микрофинансовой организации на десять и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности микрофинансовой организации за последний отчетный период. Сделка микрофинансовой организации, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску микрофинансовой организации или по иску не менее трети состава ее учредителей (участников, акционеров);
3) выдавать займы в иностранной валюте;
4) в одностороннем порядке изменять размер процентных ставок и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами – индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами;
5) в одностороннем порядке увеличивать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам микрозайма, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами – физическими лицами;
6) применять к заемщику, являющемуся физическим лицом, в том числе к индивидуальному предпринимателю, досрочно полностью или частично возвратившему микрофинансовой организации сумму микрозайма и предварительно письменно уведомившему о таком намерении микрофинансовую организацию не менее чем за десять календарных дней, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма;
7) осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
8) выдавать заемщику – юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика – юридического лица или индивидуального предпринимателя перед этой микрофинансовой организацией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит три миллиона рублей;
9) начислять заемщику – физическому лицу проценты и иные платежи по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае, если сумма начисленных по договору процентов и иных платежей достигнет четырехкратного размера суммы займа. Условие, содержащее данный запрет, должно быть указано микрофинансовой организацией на первой странице договора потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает одного года, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора потребительского займа;
10) использовать полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, микрофинансовой организации или иной финансовой организации, сведения о которой были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее государственной регистрации соответствующей микрофинансовой организации. Данный запрет не распространяется на микрофинансовые организации, использующие полное и (или) сокращенное наименование, в том числе полное и (или) сокращенное фирменное наименование, совпадающее или сходное до степени смешения с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе полным и (или) сокращенным фирменным наименованием, аффилированных с ними микрофинансовых или иных финансовых организаций.
2. Микрофинансовая компания помимо ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, не вправе:
1) привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей:
а) являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрофинансовой компании;
б) предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой компанией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой компании перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора;
в) приобретающих облигации микрофинансовой компании, выпуск (дополнительный выпуск) которых прошел государственную регистрацию и сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, а также биржевые облигации микрофинансовой компании, выпущенные в соответствии со статьей 27.5-2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”;
г) приобретающих облигации микрофинансовой компании, не указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, номинальной стоимостью более одного миллиона пятисот тысяч рублей каждая, или предназначенные для квалифицированных инвесторов;
2) выдавать заемщику – физическому лицу микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика перед микрофинансовой компанией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей;
3) в рамках иной деятельности, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, а также указывать на возможность заниматься производственной и (или) торговой деятельностью в учредительных документах;
4) в одностороннем порядке уменьшать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам займа, сокращать или увеличивать срок действия этих договоров, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров с клиентами – физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, предоставившими денежные средства микрофинансовой компании, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
3. Микрокредитная компания помимо ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, не вправе:
1) привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании;
2) выдавать заемщику – физическому лицу микрозаем (микрозаймы), если сумма основного долга заемщика перед микрокредитной компанией по договорам микрозайма в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит пятьсот тысяч рублей;
3) поручать кредитной организации на основании договора проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента – физического лица;
4) выпускать и размещать облигации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector